Aviarestorer - Общественная помощь музею ВВС (aviarestorer) wrote,
Aviarestorer - Общественная помощь музею ВВС
aviarestorer

История экспонатов. Ту-95МС

В 2012 году мы доставили в музей ряд новых экспонатов из расформированной Монинской учебной аэродромной базы (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В их числе - стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС б/н 31-красный. Здесь изложена краткая история модификации и судьба нашего экспоната до попадания в музей ВВС.





Самолёт Ту-95 олицетворяет мощь отечественных Военно-воздушных сил и является одним из символов Холодной войны.


Отличные технические данные и почти неограниченные возможности по модернизации позволили ему оставаться в строю на протяжении почти шестидесяти лет. Сравниться с ним может лишь американский B-52 Stratofortress.


История модификации Ту-95МС

Всего в 1955-1992 годах было построено свыше 500 экземпляров Ту-95. На вооружение ВВС СССР самолёт стал поступать в 1956 году. Серийное производство развернули на Куйбышевском авиационном заводе. В 1957 году появилась первая модификация Ту-95М.


Затем завод перешёл на изготовление ракетоносцев Ту-95К (носителей ракеты Х-20), которое продолжалось до 1960-х годов.


В конце 1970-х годов был построен стратегический ракетоносец Ту-95МС. Его серийная сборка началась в 1981 году и продолжалась до 1992 года, всего успели выпустить 90 машин. На 2015 год на вооружении ВВС России насчитывается примерно 50 ракетоносцев Ту-95МС и 15 морских разведчиков Ту-142.


С 2013 года ракетоносцы проходят модернизацию бортового оборудования и получают индекс Ту-95МСМ. Скорее всего, Ту-95, как и Ту-142, останется на вооружении вплоть до 2030-2040 годов.


Конструкция Ту-95МС

Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными на крыльях. Крыло - стреловидное свободнонесущее трёхлонжеронное.


Самолёт оснащён самыми мощными в мире турбовинтовыми двигателями НК-12 мощностью 15 000 л.с. Даже в 1956 году, когда Ту-95 приняли на вооружение, такие двигатели выглядели архаично: колоссальными темпами развивалась реактивная авиация. Однако, использование на Ту-95 экономичной винтовой установки с КПД 82% позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря на то, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.


Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырёхлопастных винта. Лопасти винтов и оперение оснащены антиоблединительной системой. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает невероятную шумность машины. Самолёт Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.


Шасси самолета — трёхопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см², основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.


Ту-95МС оснащён навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор». На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.


В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек. Внутри расположен барабан револьверного типа для подвеса 6 ракет типа Х-55 или Х-555.


Экипаж из 7 человек находится в двух гермокабинах. В передней КВС (командир воздушного судна), 2-й пилот, бортинженер, бортрадист, штурман и оператор вооружения, есть места для двух дополнительных человек. Катапультных кресел для эвакуации не предусмотрено. Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входные люки. В середине кабины проходит конвейер-транспортёр, служащий для быстрой доставки членов экипажа к люку.


В задней гермокабине находится место КОУ (командира огневых установок), там же расположены две спаренные автоматические пушки ГШ-23.


Передняя гермокабина оборудована электронагревателями для воды и пищи, а также химическим туалетом: рекорд по времени пребывания в воздухе для Ту-95 в настоящее время составляет 40 часов.


Тактико-технические характеристики Ту-95МС



Размах крыльев 50 м
Длина самолёта 47 м
Высота самолёта 13 м
Площадь крыла 295 м²
Двигатели НК-12МП
Тяга двигателей 4х 15 000 кгс
Максимальная скорость 830 км/ч
Крейсерская скорость 710 км/ч
Практическая дальность полёта 10 500 км
Боевая дальность 650 км
Практический потолок 12 000 м
Масса пустого самолёта 94 400 кг
Максимальная взлётная масса 187 700 кг
Максимальная масса топлива 87 000 кг
Нормальная боевая нагрузка 9 000 кг
Максимальная боевая нагрузка 20 000 кг
Основное вооружение - 6 или 16 крылатых ракет Х-55 или Х-555
Оборонительное вооружение - две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л


Тактико-технические характеристики ракеты Х-55:



Длина 8,9 м
Диаметр корпуса 51,4 см
Размах крыльев 3,1 м
Двигатель Р-95-300
Тяга двигателя 300—350 кг
Скорость полёта 920 км/ч
Высота полёта на маршевом участке 40-110 м
Стартовый вес 1 700 кг
Масса топлива 173 кг
Масса боевой части 410 кг
Мощность боевой части 200 кт
Точность попадания до 100 м


Самолёт Ту-95МС б/н 31-красный

Если о деталях службы самолёта в рядах ВВС мы можем только догадываться, то с 1988 года его судьба нам известна точно. Налетав всего около 280 часов, то есть почти не израсходовав положенный ресурс, он был перегнан в Монино. Приземлившись на местную грунтовую полосу, он стал служить учебным пособием для слушателей Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Вот он на плитах учебной стоянки.


Место это называлась МУАБ - Монинская учебно-аэродромная база ВВИА им. Жуковского. На её схеме самолёты - слева вверху.


Известно, что после появления «стратега» под Москвой американцы подали ноту протеста и специально приезжали инспектировать самолёт. Понятное дело, что машина была подвергнута демилитаризации: летать снова она уже не сможет. Слушатели учились наземному обслуживанию машины, проводили «газовки» (запускали двигатели).

С самолётом связана одна армейская байка. Слово некому Борису Пономарёву:

В Монино около ангара Х стоял Ту-95 для учёбы, дело было в 1999 году. Началась Югославия. Они бомбят, наши рвут на Приштину. Я, курсант Жуковки на КМБ работаю или бегаю возле того ангара (готовимся к присяге и параду). Тут дают команду: двигайте Ту-95 на рулёжку (сам он либо уже исдох, либо не способен был крутанутся на таком пятаке). Мы в 300 рыл отпёрли ЕГО (Ту-95) на 200 метров в сторону. Выставили рядом с нашим любимым Ил-76 в ряд. Через неделю узнали, что НАТОвцы каким-то макаром засекли передвижение стратегического бомбера на "левом" аэродроме (рядом была "яма" поэтому не удивлюсь что наблюдение было постоянное) и якобы провели доп мобилизацию примерно на $ 1 000 000 000... Это нам потом с гордостью рассказывал нач курса и многие офицеры-преподователи. Т.е. ещё на уровне приведения присяги каждый из нас принёс затраты НАТО примерно на $ 3 000 000. Не каждый кто носит погоны смог такого добиться...

Трудно в это поверить, учитывая то, что американцы прекрасно знали, что самолёт демилитаризован.

Ту-95МС, который сегодня можно увидеть в Центральном музее ВВС - конструктивно не совсем обычный самолёт. Его серийный номер 64034200002, то есть это второй построенный экземпляр этого типа. По большей части он был собран из деталей серийного Ту-142М. На многих элементах кабины имеется маркировка, начинающаяся с «142М». Но это не единственное отличие от машин поздних выпусков.


Часть особенностей сразу бросается в глаза при внешнем осмотре. Сильно различается размещение обтекателей антенн и капотов в носовой части самолёта.


Совершенно иную конструкцию имеет пушечная установка в хвосте.


В оборудовании кабины также имеются интересные детали. Вместо обычного штурвала у КВСа установлен штурвал динамометрический - для измерения усилия, прикладываемого лётчиком к нему. К спинке кресла прикреплена оранжевая этажерка для приборов, к ней ведёт толстый жгут проводов.


По бокам от места штурмана-оператора установлено два оранжевых крепления для некого оборудования. На левом имеется тумблер с маркировкой "Фото". Таким образом, самолёт явно участвовал в работах по доводке серии, и в конструкцию более поздних машин было внесено множество изменений.


В бомбоотсеке сохранился барабан катапультной установки для шести ракет.


В 2008 году ВВИА была объединена с Академией им. Ю.А. Гагарина в Военный учебно-научный центр (ВУНЦ) ВВС. Половина преподавателей уволена, набор абитуриентов прекращён. В 2011 году именем Академии названо военное училище в Воронеже, а монинская (как и московская) её части перестали существовать. В судьбе учебных самолётов началась новая страница.


Кадры перемещения самолёта в музей я собрал в небольшое видео.


При подготовке использовались материалы:
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/samolet-tu-95
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95ms.html
Изображения с сайтов pikabu.ru, авиару.рф, fishki.net, topwar.ru, guns.ru, aviaglobus.ru, militaryparitet.com, russianplanes.net, wikimedia.org, wikiwand.com, scalemodels.ru, warfiles.ru, maxpark.com.
Фото Михаила Никитенко, Игоря Колоколова, Марины Лысцевой, hans_gille, dr_axon, tlrm.
Tags: Ту-95МС, история экспонатов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments